Версия для слабовидящих
Яндекс.Метрика

Центральный выставочный зал

Совместный проект Вячеслава Смирнова и Вадима Михайлова

 

«Центральный выставочный зал» представляет совместный проект:

Вячеслав Смирнов «Бегущий»

Вадим Михайлов «Палево»

 Открытие выставки состоится  05 августа 2014 г. в 17-00 в «Центральном выставочном зале» г. Перми.

Выставка продлится до 07 сентября 2014 г.

Контекстуальная основа совместного проекта Вячеслава Смирнова и Вадима Михайлова – творческая преемственность в пермском культурном пространстве. Вячеслав Смирнов – один из великих авантюристов “пермского андеграунда”, своего рода лаборатории, где можно было пробовать самые разные вещи, не гоняясь за статусом и популярностью.

Второй автор – Вадим Михайлов, который, казалось бы, тоже всегда был индивидуалистом, – оказался удивительно восприимчивым к художественным стратегиям Смирнова. Он живо откликнулся на его интенции, объединив, таким образом, два совершенно разрозненных элемента в единую выставку.

Изображение 012

На вещественном  уровне точкой соприкосновения двух авторов стал выбор так называемых «бедных»  материалов. Михайлов использует отходы деревообработки – горбыль, щепки, различные обрезки, у Смирнова это графика, выполненная на гофрокартоне.

Новая серия работ Вячеслава Смирнова соединяет нарочитую лапидарность сырья и тонкую риторику графического изображения. Художник рассказывает длинную историю, главный герой  которой – бегущий. Экспозиция построена как непрерывное движение от одного  источника информации к другому. Бегущий спешит так уверенно, будто уже знает абсолютно всё. На самом же деле он не замечает главного, пробегает мимо самого важного, неумолимо приближаясь к своему личному финишу. Трагичные фигуры, очерченные в индустриальных публичных пространствах (на дороге, в городе, в быту), символизируют разорванную связь современного человека с самим собой, дисбаланс между  амбициями и реальностью. Сплошное размещение работ позволяет почувствовать глубину, которая стоит за плоскими двухмерными листами картона. Редкие паузы между графическими работами – объекты-инструкции, куда бежать дальше, – дают небольшую передышку, но не более. Но, несмотря на динамичность образа бегущего, графика Смирнова оставляет спокойное, полумедитативное ощущение, что художник – лишь созерцатель. Он не участвует в происходящем, не вмешивается и не  редактирует, а лишь отражает увиденное, позволяя событиям идти своим чередом, отходит в сторону и оставляет зрителя наедине с мыслями.

Грубые материалы, используемые Михайловым, совершенно по-иному руководят зрителем. Его экспрессивные «картины» – непривычной, неправильной формы, с рваными краями – передают ощущение внутренней разбалансированности. Все работы отражают его непростые отношения с огнем. Как в подростковом возрасте художника завораживал процесс сжигания или тушения огня водой, так теперь он в поиске баланса сталкивает стихии в живописи: вверху – условное небо, внизу  – языки пламени. Если в содержательном смысле Михайлов остается верен себе, то работа с деревом – совершенно новая для него область пластического исследования. Эта серия родилась из любви художника к брошенным предметам. Он собирает корявые, сломанные палки и заново склеивает их в асимметричные панно, даруя им новую жизнь. Художник не скрывает, что его привлекает разрушение, но это непременно  разрушение с целью дальнейшего созидания. Так, подобранные им щепки были приговорены к сожжению за ненадобностью, а теперь они спасены. И, тем не менее, они горят – горят “вечным” огнем.

Помимо «технологического» аспекта (как можно успешно использовать  примитивные на первый взгляд материалы), этот проект стал ярким примером того, как можно работать в тандеме, сохраняя при этом индивидуальность. Совместная  выставка Вадима Михайлова и Вячеслава Смирнова – это «единство непохожих». Художники тоже бегут, тоже находятся в постоянном преображающем движении. Таков бесконечный процесс формирования творческой личности – обмен и непрерывное обновление. Их можно назвать единомышленниками, если под этим словом понимать не тех, кто думает и творит одинаково, а тех, кто смотрит в одном направлении. Их роднит понимание самодостаточности и ценности художественной практики, главенство творчества в их жизни. Безраздельное существование искусством – таков истинный raison d’être их объединения.

Анна Назукина

 При поддержке Департамента культуры и молодежной политики администрации г. Перми