Авторский художественный проект «Одревлённости»
Центральный выставочный зал представляет авторский художественный проект «Одревлённости».
Дерево — один из древнейших материалов, который на протяжении столетий находился рядом с человеком. Из него изготавливали утилитарные, необходимые для жизни вещи, а также сакральные, обрядовые предметы, амулеты, идолов. Дерево защищало и украшало. Оно дало основу для развития не только искусства художественной обработки самого материала, но и для живописи, книгопечатания, тиражирования графики, декорирования тканей.
Древнее искусство резьбы по дереву требует высокого профессионализма и терпения, это сложное и многогранное мастерство, которое продолжает развиваться и в современном мире.
Художественный проект «Одревлённости» — это некое переосмысление канонов деревянного искусства, демонстрация, как вековое наследие резьбы по дереву может воплотиться в современном технологичном мире. Дерево пронизывает всю экспозицию — это и физическое присутствие материала, и его культурное, и художественное переосмысление.
Само название «Одревлённости» возникло из попытки найти первооснову. Это, словно, какое-то метафизическое состояние, инкарнация, при котором происходит постоянное возвращение к себе, к своим первоистокам. Но, с другой стороны, это что-то уже запечатлевшееся, устоявшееся во времени, непреходящее. «Одревлённость» в этом смысле выступает неким синонимом слова «окаменелость» — формы, которая окончательно сформировалась во времени, но оказывает до сих пор влияние на все поколения и на все времена. Древность, которая связывает глубокое прошлое с сегодняшним днём.
В экспонатах, представленных на выставке, запечатлены «вечные» образы, которые кочуют в культуре от эпохи к эпохе — конь, дерево, чаша, баба с ребёнком и др. Эти образы уже можно назвать паттернами культуры. И на данной выставке можно увидеть, как эти образы воплощались в нашей культуре в разные эпохи и в разных техниках.
Проект объединяет мастеров Пермского края (Соликамск, Полазна, Кудымкар, Березники), Москвы и Московской области (Хотьково, Сергиев Посад), Нижнего Новогорода. Каждый из них в своих работах по-новому трактует деревянное искусство: здесь есть и эстетика русского севера, и маховая резьба, объёмная пластика и использование старой утвари из дерева, и византийские традиции, переработанные в яркую самобытность.
Дерево в экспозиции сопровождаться линогравюрой (ручной вид печатной графики). И это не случайно. Известно, что первоначально для изготовления печатных досок использовалось дерево. Так создавался лубок и первая печатная графика на Руси. Уже затем, в советское время появляется линолеум, который становится удобным и доступным материалом для гравёров. Представленные хотьковские и посадские авторы продолжают заниматься искусством линогравюры, сохраняя при этом лубочную пластику. В их работах отлично сохраняются образы и дух народного искусства. При этом мы видим, что рассказ ведётся про день сегодняшний.
Выставка «Одревлённости» предлагает диалог между техникой и материалом, пространством и временем, искусством из разных городов и культурных контекстов. В центре — дерево как символ и носитель истории, техники и национальной идентичности.
Дерево — один из древнейших материалов, который на протяжении столетий находился рядом с человеком. Из него изготавливали утилитарные, необходимые для жизни вещи, а также сакральные, обрядовые предметы, амулеты, идолов. Дерево защищало и украшало. Оно дало основу для развития не только искусства художественной обработки самого материала, но и для живописи, книгопечатания, тиражирования графики, декорирования тканей.
Древнее искусство резьбы по дереву требует высокого профессионализма и терпения, это сложное и многогранное мастерство, которое продолжает развиваться и в современном мире.
Художественный проект «Одревлённости» — это некое переосмысление канонов деревянного искусства, демонстрация, как вековое наследие резьбы по дереву может воплотиться в современном технологичном мире. Дерево пронизывает всю экспозицию — это и физическое присутствие материала, и его культурное, и художественное переосмысление.
Само название «Одревлённости» возникло из попытки найти первооснову. Это, словно, какое-то метафизическое состояние, инкарнация, при котором происходит постоянное возвращение к себе, к своим первоистокам. Но, с другой стороны, это что-то уже запечатлевшееся, устоявшееся во времени, непреходящее. «Одревлённость» в этом смысле выступает неким синонимом слова «окаменелость» — формы, которая окончательно сформировалась во времени, но оказывает до сих пор влияние на все поколения и на все времена. Древность, которая связывает глубокое прошлое с сегодняшним днём.
В экспонатах, представленных на выставке, запечатлены «вечные» образы, которые кочуют в культуре от эпохи к эпохе — конь, дерево, чаша, баба с ребёнком и др. Эти образы уже можно назвать паттернами культуры. И на данной выставке можно увидеть, как эти образы воплощались в нашей культуре в разные эпохи и в разных техниках.
Проект объединяет мастеров Пермского края (Соликамск, Полазна, Кудымкар, Березники), Москвы и Московской области (Хотьково, Сергиев Посад), Нижнего Новогорода. Каждый из них в своих работах по-новому трактует деревянное искусство: здесь есть и эстетика русского севера, и маховая резьба, объёмная пластика и использование старой утвари из дерева, и византийские традиции, переработанные в яркую самобытность.
Дерево в экспозиции сопровождаться линогравюрой (ручной вид печатной графики). И это не случайно. Известно, что первоначально для изготовления печатных досок использовалось дерево. Так создавался лубок и первая печатная графика на Руси. Уже затем, в советское время появляется линолеум, который становится удобным и доступным материалом для гравёров. Представленные хотьковские и посадские авторы продолжают заниматься искусством линогравюры, сохраняя при этом лубочную пластику. В их работах отлично сохраняются образы и дух народного искусства. При этом мы видим, что рассказ ведётся про день сегодняшний.
Выставка «Одревлённости» предлагает диалог между техникой и материалом, пространством и временем, искусством из разных городов и культурных контекстов. В центре — дерево как символ и носитель истории, техники и национальной идентичности.