Другие круги.
Центральный выставочный зал и арт-пространство «Другие круги»
представляют выставку Александра Шушунова
«Солдат и художник»
20.02.2025 – 02.03.2025
Художник-фронтовик — почетный статус из прошлого. Участие в Великой Отечественной войне добавляет к таланту художника нечто вроде святости для тех поколений, чья жизнь и творчество пришлись на последующие мирные годы: к ним относились как к старшим товарищам, наставникам, учитывая, в том числе и возраст.
В настоящее время художник тоже может оказаться на войне и быть моложе многих своих коллег по цеху. Обретет ли он в итоге такой же статус? Возможно, по крайней мере это было бы справедливо. Но пока более правильным выражением будет «солдат и художник», тем более что это цитата с ВК-страницы Александра.
Впрочем, творчество художника нельзя всецело свести к отражению фактов его биографии. Художественный язык Александра Шушунова сформировался задолго до начала СВО, куда он был мобилизован в 2022 году. Психоделический микс фигуративного и абстрактного, который сам художник называл трансавангардом, является не столько попыткой выразить запутанность реальности, сколько результатом экспериментов с формой, ее поиска в сфере бессознательного.
Хотя диапазон творческого поиска автора весьма широк, главным выразительным средством становится линия, точнее линии, плотное сплетение которых ведет воображение зрителя к хтонической природной органике, первичному хаосу, на котором зиждется привычный глазу порядок вещей. Восприятие собственного творчества художник объясняет на манер Василия Кандинского: изобразительное искусство должно, подобно музыке, не копировать внешние формы предметов, а проникать в суть эмоционально. Для этого Александр использует приемы сюрреалистов, например, автоматический рисунок и, конечно, слушает музыку в процессе творчества. «По мне индастриал, постиндастриал, дарк-аббент, нойз – аналог авангарда в живописи. Мои работы тоже рождаются и состоят из «визуального шума» (из интервью с художником в 2022 году).
Отдельно стоит сказать об авторской технике создания некоторых работ, где наряду с тушью и пером, художник использует графический редактор. «Компьютер дает возможность «доводить» графику так, как вручную сделать невозможно. Рисуя пером, сложно управлять контрастом, плотностью линий, а постпродакшн в графическом редакторе позволяет это делать без усилий. Изменение масштаба отпечатка сгущает рисунок без потери детализации и без загрязнения, чего при ручной работе почти невозможно избежать. Я отношусь к струйному принтеру как к офорту или ксилографии. Он ничем не хуже станка Гутенберга» (из интервью с художником в 2022 году).
Оказавшись на СВО, Александр продолжал заниматься творчеством в перерывах между боями в пунктах временной дислокации, публикуя свои работы и комментарии в соцсети. В отличие от известных советских художников-фронтовиков, вроде Федора Богородского или Льва Бруни, Александр Шушунов не документировал натуру. Его фронтовая графика — пленэры в лабиринтах подсознания, которые, подобно окопам, прячут от посторонних глаз подлинные эмоции и чувства. «Зона СВО – странное место для занятий искусством. Между воспоминаниями о прошлом и мечтами о будущем… В среднем на один рисунок уходит полтора часа. Помогает преодолевать страх» (из публикаций на персональной ВК-странице художника).
От Александра скоро год, как нет вестей из зоны СВО. Последняя запись на персональной ВК-странице — от 8 мая 2024 года. О его дальнейшей судьбе как солдата пока ничего не известно. Но его судьба как художника не заканчивается — художник продолжает жить в своих работах до тех пор, пока люди смотрят на них. А если они будут верить в его возвращение с фронта, то у него определенно есть на это шанс.
Текст Владимира Береснева.
Вход на экспозицию бесплатный.
Проект реализуется в рамках празднования 80-летия Великой Победы и в рамках Всероссийской акции «Нашим Героям».