Выставка «Маяковский “haute couture”: искусство одеваться» – уникальный проект Государственного музея В.В. Маяковского (Москва), который представляет личные вещи поэта в хронологической последовательности: от желтой кофты до костюмов «советского денди». Выставка позволяет увидеть Владимира Маяковского в повседневной жизни, узнать о привычках и пристрастиях, по-новому осмыслить творческий и жизненный путь. Экспонаты свидетельствуют о его особом внимании к своему облику, чувстве стиля, умении быть элегантным. Мемориальные предметы дополнены фотоснимками, материалами изобразительного и рукописно-документального фондов ГММ.
Выставка «Маяковский “haute couture”: искусство одеваться» освещает жизнь и творчество поэта через его быт, одежду, аксессуары. Первый раздел «1910–1915 гг. Футуристический период» представляет зрителю студента Московского училища живописи, ваяния и зодчества. В то время семья Маяковских жила очень бедно, и юный поэт был обладателем лишь нескольких потрепанных сатиновых блуз, но всем своим видом хотел показать причастность к художественной богеме. В ход шли ленты вместо галстуков, банты разных расцветок, кашне из черных и желтых квадратов – за счет мелочей создавался каждый раз новый образ. Затем, в период футуристических выступлений, у Маяковского появились знаменитая желтая кофта, розовый муаровый смокинг с черными атласными отворотами, красный бархатный жилет, блестящий пиджак и огромная визитка с желтой надписью «Владимир Маяковский» (желтый был любимым цветом поэта).
В разделе выставки, посвященном 1915–1922 годам, освещено знакомство Владимира Маяковского с Лилей Брик и ее влияние на имидж поэта. На одной из фотографий того периода он запечатлен в модном английском пальто и кепке. Маяковский увлекся кинематографом и мечтал сниматься в кино: написал 13 киносценариев, в трех кинофильмах сыграл главные роли, сам придумывал костюмы. В единственном полностью сохранившемся фильме «Барышня и хулиган» он играет хулигана с рабочей окраины. Для роли поэт попросил мать и сестер перелицевать свой старый костюм, в котором затем и появился в картине.
В 1920–1930-е годы поэт приложил немало усилий к созданию нового визуального стиля советской эпохи. Он стихами боролся с «серостью коммуновых лавок», вместе с художником Александром Родченко рекламировал галоши Резинотреста, магазины ГУМ и «Моссукно», где можно было одеться в рассрочку, продукцию «Москвошвея». В ответ на упреки в предательстве высокой миссии искусства Владимир Владимирович говорил, что видит задачу искусства в активном участии в создании нового уклада жизни. Маяковский был основателем и редактором журнала «ЛЕФ», вокруг которого группировались художники-конструктивисты. На страницах журнала размещались в том числе и модели одежды для быта, производства и спорта.
Начиная с 1922 года Маяковский много ездил с чтением стихов заграницу, чувствовал себя полпредом советской страны. Постепенно оттачивался облик поэта: его одежда отличалась элегантностью и деловым стилем. Татьяна Яковлева, с которой у Маяковского в Париже начался роман, вспоминала: «Он скорее напоминал английского аристократа и выправкой, и одеждой и уж никак не связывался с тем образом, который слагался в моем сознании из его футуристической желтой кофты, скандальных выступлений, из его режущего бритвой острословия и шумной славы пролетарского поэта-трибуна».
Мир вещей Владимира Маяковского, запечатленный в фотографиях, живописи, кино, сохраненный в мемориальных предметах, представляет собой концентрированное свидетельство материальной культуры пред- и постреволюционного времени. Так выставка «Маяковский “haute couture”: искусство одеваться» становится не только данью великому поэту, но и трактатом об одном из самых острых периодов в жизни целой страны.
Выставка экспонируется при поддержке ПАО АКБ «Урал ФД».
Открытие выставки состоится 22 ноября в 18:00 в Центральном выставочном зале,
Комсомольский пр., 10.